Перейти к основному содержанию

Системное мышление

::fullName::

Прежде чем мы разберемся, что такое системное мышление, предлагаем прочитать притчу о слоне и слепых мудрецах.

Привели как-то в один город слона. Многие захотели увидеть его. Среди них были и известные на всю округу слепые мудрецы. Но как увидеть слона, если ты слеп?

  • Я знаю, — сказал один мудрец, мы ощупаем его.
  • Хорошая идея, согласились другие.  Так мы сможем узнать, какой он этот слон.

Итак, шесть мудрецов пошли “смотреть” слона.

  • Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед и назад.
  • Это веер! Слон похож на веер! воскликнул он.
  • Второй мудрец стоял возле ноги слона и трогал ее. Она была круглой и могучей.
  • М-м-м … это что-то круглое и толстое… Слон похож на дерево! воскликнул он.
  • Вы оба не правы. сказал третий. Да, он круглый, но не толстый и к тому же очень гибкий! Он похож на веревку! Этот мудрец нащупал хвост слона.
  • Ну, нет! Слон похож на копье! Да — круглый, да тонкий, но не гибкий! воскликнул четвертый, который ощупывал бивни слона.
  • Нет, нет, закричал пятый, слон, как высокая стена. Большая, широкая и шершавая. говорил тот, ощупывая бок слона.
  • Шестой мудрец в руках держал хобот слона.
  • Все вы не правы, сказал он, слон похож на змею.
  • Нет, на веревку!
  • Нет, змею!
  • Стену!
  • Вы ошибаетесь!
  • Я прав!

Шестеро слепых мудрецов безудержно кричали друг на друга. Их спор продолжался целый день. Потом еще один, затем неделя, а к единому мнению они так и не пришли. Каждый мудрец представлял себе лишь то, что могли чувствовать его руки и верил он только себе.

В результате каждый думал, что только он прав и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать то, что говорят ему другие. Поэтому они никогда так и не узнали, как выглядит слон.

О чем эта притча? Часто, сталкиваясь со сложной ситуацией, мы стремимся быстро решить ее. При этом мы лечим не болезнь, а ее симптомы. Подобный анализ ситуации является примером предметного анализа, при котором изучается проблема, и не исследуется система, в которою она входит.

Для того, чтобы комплексно подходить к решению сложных ситуаций необходимо понимать, что все в мире взаимосвязано, и является системой, состоящей из элементов, выполняющих свои функции.

Система (др.-греч. σύστημα «целое, составленное из частей, соединение»)  это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

Системный анализ это изучение частей системы и связей между ними (внутренних связей), а также связей между системой и внешним миров (внешних связей).

Любая система обладает следующими свойствами:

  • Цели создания (существования) системы.
  • Состав и характеристики частей (структура).
  • Связи внутренние (между частями) и внешние (с другими системами).
  • Ресурсы, потребляемые системой (информационные, материальные, энергетические).
  • Продукты, вырабатываемые системой (полезные и вредные).
  • Функционирование системы (поведение).

Одним из наиболее эффективных инструментов системного анализа является многоэкранная схема, предложенная создателем теории решения изобретательских задач Генрихом Сауловичем Альтшуллером Основной идеей многоэкранной схемы является рассмотрение системы или объекта не самого по себе, а объекта и его отношений с другими объектами. Навык построения многоэкранной системы называется многоэкранным мышлением. Люди, обладающие развитиым многоэкранным мышлениям стремятся увидеть картину целиком, выходя за рамки элемента, в котором наблюдается нежелательное явление.

Многоэкранная схема состоит их элементов

  • Система (С) объект, который мы рассматриваем в рамках решения задачи.
  • Подсистема (ПС)  части, из которых состоит объект (система).
  • Надсистема (НС) то, что окружает объект (систему) и взаимодействует с ним. Сами системы являются частью систем более высокого уровня, которые в свою очередь, входят как часть в надсистемы еще более высокого уровня, называемых наднадсистемами и т.д.
  • Антисистема (АС) система наоборот, объект, обладающий противоположными свойствами, выполняющий противоположные функции.

Кроме того, целесообразно анализировать развитие С, НС и ПС из прошлого в будущее.

 

 

Такое представление систем позволяет генерировать большое количество вариантов решения сложной ситуации. Ответ может быть найден как в системе, так и в подсистеме и надсистеме. Кроме того, она позволяет исследовать элементы системы в прошлом и определить какими они должны стать в будущем.

Многоэкранное (системное) мышление работает по алгоритму:

1. Выбор и определение необходимой функции объекта (системы), то есть ответ на вопрос, ради чего существует система.

Например, основная функция отдела продаж извлечение прибыли из сделок.

2. Определение надсистем, в которые входит система.

В качестве надсистемы следует выделять такие системы, которые не могут существовать (функционировать) без рассматриваемой системы или имеют непосредственное отношение к системе. Например, бэк офис (бухгалтерия, логистика, и т.д.), клиенты, поставщики, конкуренты и т.д.

3. Определение подсистем объекта, в зависимости от целей задачи.

Например, сотрудники отдела продаж.

4. Определение, какой была система, которая предшествовала системе. При таком рассмотрении важно учитывать не временной фактор (что было 3 месяца назад, 5 лет назад), а качественное отличие.

Например, раньше отдел продаж не был разбит по направлениям (товарным группам), и в его функции входило в том числе заключение договоров.

5. Какой была надсистема для системы в прошлом?

Например, каким был рынок, какие были конкуренты, кокой была целевая аудитория и т.д.

6. Какой была подсистема для системы в прошлом?

Например, раньше к продавцам применялись более мягкие требования, количество продавцов было меньше

7. Определение требований к будущему состоянию рассматриваемой системы. Другими словами, необходимо представить, какой станет система в будущем.

Например, мы хотим увеличить продажи, выйти на новый рынок.

8. Определение будущего для надсистемы.

Например, мы хотим занять уникальную нишу, отстроиться от конкурентов и т.д.

9. Определение будущего для подсистемы.

Например, автоматизация системы продаж, более узкая или более широкая специализация продавцов, оптимизация штата отдела продаж.

10. Определение антисистемы для подсистем, надсистем для разных стадий жизненного цикла в прошлом и будущем.

Антисистема это система наоборот. Например: не мы ищем клиентов, а клиенты ищут нас, не конкуренция, а партнерство, продавце не продают (самозаказ) и т.д.

Таким образом, в приведенном примере исследование проблем продаж в компании с помощью многоэкранной схемы позволит находить решения, позволяющие вывести компанию на новый уровень.

Развивайте системное мышление, и вы сможете найти решения даже в самых сложных ситуациях, когда привычные методы уже не будут работать.

Комментарии
Для отправки комментария необходимо пройти

Другие новости



11.12.2019

Тренинг «Эффективное управление. Часть 1»

В прошедший понедельник мы провели обучение для кадрового резерва складского комплекса по теме «Эффективное управление. Часть 1».

11.12.2019

Тренинг «Работа с возражениями и претензиями»

Возражения… Этого слова боятся, как огня… Им пугают неопытных продавцов и предания об ужасе, таящимся в возражениях, передаются из поколения в поколения.

11.12.2019

Вебинар «Как продавать больше без увеличения затрат»

22 июня мы провели открытый вебинар по теме «Как продавать больше без увеличения затрат».

30.12.2020

С Новым годом!

Уважаемые друзья и партнеры! От всей души поздравляем вас с наступившим 2021 годом!

11.12.2019

Тренинг «Телефонные переговоры»

11-12 мая в Брянском подразделении компании АРМТЕК состоялся тренинг «Телефонные переговоры» для сотрудников компании АРМТЕК.

25.06.2020

Критическое мышление

Мы уже выяснили, что одной из характеристик современного мира является неоднозначность, то есть любая информация может оказаться ложной или устаревшей, что есте...

11.12.2019

Тренинг «Телефонные переговоры»

Ни для кого не секрет, что телефонные продажи — это особый, сложный вид продаж, обладающий как преимуществами, так и недостатками.