Перейти к основному содержанию

Критическое мышление

::fullName::

Мы уже выяснили, что одной из характеристик современного мира является неоднозначность, то есть любая информация может оказаться ложной или устаревшей, что естественным образом сказывается на качестве принимаемых решений. Именно поэтому так важно развивать критическое мышление.

Критическое мышление  это система суждений, используемая для анализа имеющейся информации с последующим формулированием собственных выводов. То есть человек, у которого развито критическое мышление, не принимает информацию на веру, а анализирует ее, проверяет правдивость, логичность, сопоставляет причинно-следственные связи и делает собственные выводы, которыми и руководствуется в принятии решений.

Критическое мышление = наши внутренние установки, правила мышления + знания об ошибках мышления + особые методы и техники критического мышления.

Критическое мышление обладает следующими признаками:

  • Рефлексивность (самоанализ).

Это самоотслеживающийся мыслительный процесс, направленный на мониторинг мышления.

  • Работа в режиме реальном времени.

Критическое мышление работает в процессе мышления, а не в анализе результатов. Целью критического мышления является выявление различных помех, неточностей, ошибок, и т. п., которые ухудшают качество нашего мышления.

  • Саморазвитие (самообучение).

По результатам мониторинга в структуру наших привычных мыслительных операций вводятся дополнительные корректирующие операции, в результате которых происходит улучшение качества результата мышления. 

Критическое мышление работает по следующей схеме:

1. Выявление несоответствий.

Что-то не так …

В получаемой информации происходит обнаружение неточностей, предположений, сомнительных фактов, псевдологических выводов и т. п. Это как сигнализация, срабатывающая в момент опасности. Развитие навыков критического мышления позволяет увеличить чувствительность этой сигнализации.

 

 

2. Проверка точности и надежности.

Как я сейчас думаю (решаю проблему)?

После обнаружения подозрительных признаков необходимо качество нашего нынешнего мышления.  Для проверки используются специальные методы и техники, описанные ниже.

3. Поиск альтернативных решений.

Как можно попробовать решать проблему (думать над ней) иначе?

Определив причину неэффективной работы мышления, необходимо решить, как можно по-другому размышлять о решении сложившейся ситуации.  Это позволяет избавиться от автоматизма в мышлении. Более подробно об избавлении от автоматизма мышления мы поговорим в одной из следующих статей.

4. Применение на практике.

Если вы нашли более эффективный способ мышления, остается применить его на практике.

И в завершении давайте рассмотрим инструменты и техники критического мышления. Мое глубокое убеждение, что самый важный навык, требующий развития у любого человека – это навык задавания вопросов. И в развитии критического мышления важно уметь задавать себе правильные вопросы.

Как можно описать ситуацию по-другому?  

Выделите элементы ситуации, и переименуйте их. Дело в том, что все слова вызывают определенные ассоциации, и это приводит возникновению рамок, за которые нужно выйти. Сравните слова: «кредит» и «инвестиция» в обоих случаях мы можем извлечь прибыль, при этом, ассоциации с этими словами разные, кроме того, они обладают разной эмоциональной составляющей. Переименование позволит выйти за рамки и посмотреть на ситуацию под другим углом.

Как можно получить более подробное, развернутое, детальное, точное описание ситуации?  

Используйте «вопросы критического мышления»: 

  • Что именно произошло (происходит)?   
  • Почему это важно для меня? (Это действительно важно для меня?)
  • Что я упускаю?  (Чего я не замечаю? Что ещё может быть скрыто от меня?)
  • Что я знаю о ситуации?
  • Как я пытаюсь её осмыслить, обобщить, анализировать, структурировать и т. п.? 
  • От кого я получил данную информацию? Как этот человек относится ко мне? Что он хочет от меня? Как его отношение (цели) могли повлиять на то, что он сообщил мне? 
  • Какие ещё могут быть точки зрения на ситуацию? (Какие другие идеи по ситуации могут существовать?
  • Как выглядит ситуация глазами других людей? 
  • Что из себя представляет ситуация в целом?  (Произведите реконструкцию, например, с помощью таймлайна или пространственного рисунка (алгоритм, диаграмма, mind map и т. д.)
  • Что в ситуации самое главное?  
  • Ситуация действительно является проблемной?  Люди склонны находить проблемы на ровном месте. Возможно, сложившаяся ситуация не является проблемой, либо, например, она уже кем-то решается.

Метод негативных сценариев.

Как можно усугубить ситуацию?  Придумайте худший сценарий развитий ситуации (можно понять, что максимально влияет). Метод негативных сценариев позволяет проверить на прочность абсолютно любые идеи, проблемы и предположения.

Креативные техники.

Можно ли решить проблему нестандартным, творческим способом?  Часто лучший способ критически мыслить — это мыслить по-другому, т. е. оригинально, нешаблонно. О креативном мышлении мы рассуждали в предыдущей статье.

В завершении стоит обратить внимание, что критическое мышление должно быть эффективным, то есть, его использование должно сделать вашу жизнь лучше. В критическом мышлении есть две крайности, в которые не стоит впадать:

Слабое критическое мышление.

Не развитое критическое мышление приводит к тому, что вас с легкостью могут ввести в заблуждение, манипулировать вами.

Доминирующее критическое мышление.

Люди, у которых именно критическое мышление является доминирующим, это неприятное явление. Они не доверяют никому, с ними сложно общаться, им сложно достичь успеха, т. к. в любом выгодном предложении они будут видеть только попытку обмануть их, и это может помешать увидеть выгоды, возможности.

Комментарии
Для отправки комментария необходимо пройти

Другие новости



11.06.2020

Креативное мышление

Наверняка вы видели или слышали о задаче, которая воспринимается многими как один из символов креативного мышления.

17.12.2019

Тренинг «Работа с дебиторской задолженностью»

Два активных и плодотворных дня (7 и 8 декабря) для сотрудников розничных магазинов Саратова, Казани, Челябинска, Волгограда, Новосибирска, Брянска, Перми, Уфы ...

21.04.2020

Пилотное обучение ТрейнингСпэйс онлайн

Мы живем в непростое время в непростом мире, которое американцы назвали VUCA — изменчивый (нестабильный), неопределенный, сложный, неоднозначный.

17.12.2019

Вебинар «Противодействие манипуляциям»

Один из явных признаков, говорящих о том, что перед вами — манипулятор — ощущение эмоционального дискомфорта после общения с ним. В работе, в продажах, в жизни....

23.10.2020

Новый функционал для руководителей на учебном портале edu.auto3n.ru

Как известно, процесс обучения основан на взаимодействии учителя и учащегося, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков.

18.03.2020

Тренинг «Работа с дебиторской задолженностью»

1 и 2 февраля мы провели тренинг на тему «Работа с дебиторской задолженностью».

11.12.2019

Тренинг «Работа в сложных ситуациях при доставке товара»

В субботу и воскресенье мы провели серию тренингов по теме «Работа в сложных ситуациях при доставке товара» для водителей-экспедиторов.

11.12.2019

Тренинг «Эффективное управление. Часть 1»

В прошедший понедельник мы провели обучение для кадрового резерва складского комплекса по теме «Эффективное управление. Часть 1».