Наверняка вы видели или слышали о задаче, которая воспринимается многими как один из символов креативного мышления:
Нарисуйте 4 прямые линии, не отрывая руки так, чтобы они пересекали все 9 точек.
В зависимости от того, знаете ли Вы решение этой задачи, или нет, у Вас включится в работу один из двух типов мышления, описанных Джоем Полом Гилфордом:
1. Конвергентное (сходящееся) мышление.
Этот тип мышления предназначен для решения задач, имеющих определенные, заранее известные ответы. То есть если Вы знаете решение задачи про 9 точек, то просто демонстрируете его.
2. Дивергентное (расходящееся) мышление.
Работает с задачами, где нет единственно верного решения. Именно это мышление называют креативным. При этом Гилфорд считал, что без хорошего конвергентного мышления не будет качественного дивергентного.
Креативное мышление — это:
- способность порождать нечто новое, необычное, оригинальное;
- особая разновидность творческого мышления, высокоразвитое воображение, эстетическое мировосприятие и т. д.;
- открытость новому жизненному опыту, независимость, гибкость, динамичность, оригинальность, самобытность личности;
- способность продуктивно действовать в ситуациях с высокой степенью неопределенности, где отсутствуют заранее известные алгоритмы, гарантированно ведущие к успеху.
Гилфорд выделил шесть основных параметров креативности.
1. Способность к обнаружению и постановке проблем.
Умение видеть проблемы и ставить задачи там, где другие люди не видят никаких сложностей, ведь они уверены, в том, что все уже известно и решено.
2. Способность к генерированию большого числа идей.
Это способность выдавать большое количество свежих, новых идей. Важно уметь генерировать идеи, и владеть инструментами генерации идей (мозговой штурм, синектика, метод фокальных объектов, метод морфологического ящика и др.).
3. Гибкость — способность продуцировать разнообразные идеи.
Если попросить жителя Гренландии и Австралии описать море, мы получим разные ответы. Это следствие наличия у нас стереотипов, рамок, за которые нам трудно выйти. Выход за эти рамки и есть гибкость. Гибкость позволяет находить новые эффективные решения, о которых раньше даже не задумывались. Борьбе со стереотипами мы посветим одну из следующих статей.
4. Оригинальность — способность отвечать на раздражители нестандартно.
Оригинальность — это антоним банальности, заурядности. Это способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов.
5. Способность усовершенствовать объект, добавляя детали.
Это способность изменять предметы или явления, придавая им новые качества, делая пригодным для нестандартного использования.
6. Способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу, логическим умозаключениям.
В зависимости от рода деятельности, важно развивать конкретные параметры. Например, для продавцов важно развивать способность к обнаружению и постановке проблем, гибкость, оригинальность, способность решать проблемы.
Вопреки распространенному заблуждению креативность не является врожденным качеством и может быть развита.
Что мешает людям быть креативными?
- Страх изменений, перемен.
- Жесткие стереотипы в мышлении и поведении.
- Конформизм — зависимость, готовность менять мнение, поведение под влиянием других людей.
- Зависимость от оценки окружающих.
- Преклонение перед авторитетами.
- Длительное нахождение в зоне комфорта.
Как развивать креативное мышление?
- Откажитесь от любых стереотипов, ограничивающих мышление.
- Получайте новый опыт: учитесь, читайте больше разноплановой литературы, анализируйте свой чужой опыт.
- Стремитесь к получению нового опыта, эмоций и впечатлений. Путешествуйте, знакомьтесь с новыми интересными людьми, посещайте музеи, театры.
- Не принимайте быстрых решений в нестандартных ситуациях (если это возможно).
- Решайте нестандартные задачи (например: можно ли поймать тигра в клетку? *)
- Пробуйте делать привычные вещи по-другому (например, чистить зубы левой рукой, если Вы правша).
- Развивайте воображение. Например: придумайте 50 нестандартных способов применения обычного предмета.
- и т.д.
Кстати, решение задачи про 9 точек:
Легко? Тогда выполните это же задание 3 линиями, а затем 1 линией).
*Нет, тигры не бывают в клетку, только в полоску.